Государство в Юго-Восточной Азии. На севере и западе граничит с Бирмой (Мьянма), на северо-востоке — с Лаосом, на юго-востоке — с Камбоджей, на юге - с Малайзией, на юго-западе — с Бирмой. На юго-востоке омывается Сиамским заливом, на юго-западе — ндаманским морем.
Площадь страны 513115 кв.км.
Таиланд лежит на полуострове Индокитай и только самая южная часть страны находится на Малайском полуострове. На территории страны находится довольно большое количество горных цепей, особенно на севере и западе страны. Высочайшей точкой Таиланда является гора Дой-Интанон (2595 м) в горном массиве на западной границе.
Довольно обширная горная система находится и на Малайском полуострове, где расположены гора Хао-Луанг (1786 м) и гора Дой-Пиа-Фай (1270 м).
Регион на север и восток от этой горной системы занимает низкое плоскогорье Кхорат. Плоскогорье составляет около трети территории. Недалеко от него находится долина реки Меконг.
Между центральными и западными горными массивами лежит долина главной реки Таиланда — Чао-Прая.
Два основных типа — тропический климат на севере и тропический муссонный в южных и юго-восточных районах. В центральной части различают три сезона — жаркий (с марта по май), дождливый (с июня по октябрь, когда на страну обрушивается юго-восточный муссон и выпадает большая часть годовой нормы осадков) и прохладный (с ноября по февраль).
В Бангкоке в апреле температура достигает +29 С, в декабре +25 С. Количество осадков составляет 1000-2000 мм. в год (в горах до 5000 мм.), которые выпадают, в основном, в виде сильных тропических ливней.
Но единого для всей страны сезона дождей нет — в зависимости от направления преобладающего ветра даже две соседние области могут получать на порядок различающееся между собой количество осадков. Лучшее время для посещения страны — с декабря по июнь, а также август и сентябрь, когда стоит сухая погода с температурой воздуха от +20 до + 24.
Национальная кухня — визитная карточка Таиланда. Основная её особенность — контраст между используемыми продуктами и, соответственно, вкусом. При этом нет никаких точных правил и рецептов в приготовлении пищи — весь процесс целиком и полностью зависит от мастерства повара.
Большинство тайских блюд довольно острые на вкус, но часто для европейца большим открытием является обилие фруктов и различных приправ, применяемых в самых неожиданных сочетаниях, что и придает тайской кухне особую пикантность.
Основа и важнейший продукт питания в стране — рис. Он присутствует на столе всегда, везде и практически в любое время суток, чаще всего — в качестве гарнира.
Существует два сорта риса и, соответственно, два способа его приготовления. Белый рассыпчатый рис "кхао суай" (khao suay) принято есть ложкой, накладывая в нее рис вилкой, которую держат в левой руке. Клейкий рис "кхао ньео" едят правой рукой, скатывая из него маленькие шарики.
Наиболее популярные блюда с рисом: обжаренный рис "кхао пхат" с рыбой, крабами, овощами или яйцами, "пхат прик бай крапхао" — жаркое с рисом и пряностями, "приео ваан" — кисло-сладкий рис, "нам ман хой" — рис в устричном соусе, "кхао нам прик лонг рю" — острый рис с креветками, "кхао пхат кхи мао" — острый рис с базиликом и морепродуктами, а также жидкий рисовый суп "кхао том", к которому отдельно подается гарнир.
Второй основной продукт питания — лапша и макароны всех видов. Явно заимствованные из китайской кухни, эти достаточно традиционные на первый взгляд продукты, в руках тайских поваров превратились в достаточно "независимые" блюда.
Самые популярные виды "макаронных изделий": "ми кроп" — обжаренные макароны с кисло-сладким соусом, "наам" — отваренная с бульоном лапша, слегка обжаренная рисовая лапша "пхат тай" с мясным соусом, яйцами, креветками, ростками бобов и зеленым луком, "кхамон йин" — длинная тонкая рисовая лапша с соусом и салатом, а также "ям вун сен" — очень острый салат с холодной лапшой.
Мясо употребляется относительно редко по причине своей относительной дороговизны и часто готовится только на заказ. Популярны блюда из утки, а также обжаренные куры "гаи янг", кислый салат из мяса — "ларп", ломтики маринованной свинины, курятины или утки — "му даенг", мясо-гриль "ям нуа", сосиски из рубленой вяленной свинины — "наем", тушеное мясо курицы "кхао ман каи", пельмени "гиео", курица с рубленым луком "ларп кай", свиные ножки с соевым соусом "кха моо", острая говядина с зеленым карри — "каенг кхяо ваб нуэ", а также дрожжевые пирожки "салапхао" с разной начинкой.
Видов супов огромное количество, и каждый из них отличается своим, характерным только для него, вкусом. Зато рыбы и морепродуктов потребляется очень много. Лучшими считаются такие национальные блюда, как острый рыбный салат "лаап", острый салат из папайи с крабами "сомтам", нашпигованная ароматными травами отварная скумбрия "пла ту", острый рис с тайским базиликом и морепродуктами — "кхао пхат кхи мао" и др. Но "настоящий тайский вкус" большинству блюд придают всевозможные соусы.
"Королем стола" по праву считается знаменитый жгучий тайский "карри" или "керри", видов которого неисчислимое множество. Также широко применяются такие оригинальные приправы и соусы, как "нам прик", креветочная паста "капи", свежие листья кориандра "пхак чи", сок лайма, лимонник "такхраи" и рыбный соус "нам пла", используемый практически во всех блюдах вместо соли.
Широко используются и овощи, но не в качестве основы для самостоятельных блюд, а в сочетании с мясом, птицей или рыбой в составе салатов, которые едят как холодными, так и горячими, но обязательно с каким-нибудь соусом.
Хорошо известны такие блюда, как салат из недозрелой папайи "сом там", кислый салат из рубленного мяса "кой", рисовый салат с сырыми овощами и перебродившим рыбный соусом "као ям" или "бу ду", холодный салат с кислым и острым соусом "ям" или молодые побеги сои.
А уж количество фруктов на столе просто не поддается описанию. Кроме таких широко известных видов, как арбузы ("таенг-мо"), бананы ("клуай"), кокосы ("ма-пхрао" ), ананасы, папайя ("ма-ла-ко") и манго ("ма-муанг"), обязательно следует попробовать экзотический "дуриан" (правда запах у него просто ужасный!), гуаву ("фаранг"), помело ("сом-о"), рамбутан ("луук нгау" или "нго", один из самых вкусных тайских фруктов), саподилью ("ламут"), лонган ("ламуаи") и джек-фрут ("кханин").
На десерт кроме фруктов часто подают всевозможные пудинги, пирожки и мороженое, достаточно своеобразные и не очень популярные у туристов. Но сладкое безе "фой тхонг" в форме шариков, а также кокосовая масса "кханом луук чуп" с желе, оформленная в виде шариков, любимы и тайцами, и туристами.
Излюбленный напиток тайцев — холодная вода ("наам йен"), а также свежие соки ("наам кган") или соки со льдом и сиропом ("наам пан"). Также крайне оригинальный напиток "засоленные" соки свежих фруктов. Большой популярностью пользуются кофе ("кафаэ"), чай ("наам чаа"), различные лимонады ("наам адлом"), всевозможные сорта пива ("биа", особенно популярно "Сингха"), виски (лучшее - "Меконг") и бренди ("лао").
Около 65 млн. человек (2005). Население Таиланда в основном состоит из этнических тайцев и лаосцев. Также существует большая община этнических китайцев, к которым принадлежит премьер-министр Таиланда Таксин Чинават.
Другие этнические группы представлены малайцами, монгами, кхмерами, а также вьетнамцами, которые осели в восточном Таиланде ещё со времен Вьетнамской войны.
Государственная религия — буддизм, его исповедуют 95% тайцев. Впервые буддизм пришел на территорию Таиланда в III в. до н.э. с острова Цейлон.
В городе Накхонпатоме сегодня находится вторая по величине статуя Будды. Мусульман в Таиланде 4%, христиан — 0,55% населения, есть также сикхи, индуисты, анимисты.
В Таиланде левостороннее движение, обстановка на дорогах достаточно напряженная — часты аварии, правила движения местными водителями практически не соблюдаются, да и состояние дорог оставляет желать лучшего (исключение составляют курортные районы).
На городских улицах необходимо соблюдать предельную осторожность! Бангкок связывает с провинцией разветвленная сеть автомагистралей. В самом Бангкоке на дорогах практически всегда серьезные пробки.
Городской транспорт Бангкока — весьма сложная и причудливая смесь современных и традиционных средств передвижения. Она состоит из автобусов, маршруток, обычного метро, надземного метро (Skytrain) и разнообразных видов такси — обычных, мотоциклетных и мотороллеров — тук-туков, а также водных.
Основную транспортную нагрузку несут автобусы, которые в свою очередь, делятся на обычные, экспрессные, с кондиционером и без. При этом по одному и тому же маршруту могут ходить автобусы разных типов, с разной ценой проезда. Обычный автобус стоит от 4 до 5 бат, экспрессный 5,5 бат.
Автобусы с кондиционером стоят от 8 до 20 бат, в зависимости от маршрута и продолжительности поездки. Билет приобретается у кондуктора.
Маршрутки стоят от 3 до 3,5 бат. В других городах Таиланда транспорт развит меньше, там можно встретить велорикш и прочую экзотику.
Главное средство передвижения практически везде — автобус. Автомобили-такси встречаются двух видов: "TAXI" — без счетчика и "TAXI-METER" — с оплатой по счетчику (стоимость проезда - от 35 до 200 бат в зависимости от расстояния).
В "TAXI" принято торговаться и цена обычно согласовывается заранее. Рекомендуется отдавать предпочтение машинам с кондиционером, так как загазованность улиц достаточно велика, что в условиях местной жары сильно ощущается при длительных поездках.
В Чиангмае и Паттайе функцию маршрутного такси часто выполняют "сонгтхэо" - пикапы или небольшие грузовички со скамьями для пассажиров.
Поездка, независимо от расстояния, стоит обычно 10 бат с человека. Существуют еще и местные экзотические виды такси: мотороллеры ("тук-туки"), мототакси (пассажиру предлагается просто сесть на мотоцикл позади водителя и надеть шлем.
Возникли как способ борьбы с бангкокскими пробками), и водные такси по реке Чао-Прайя в Бангкоке. Цены тук-туков и мотоциклов примерно аналогичны автомобильным, о цене следует договориться заранее.
Прокат автомобилей достаточно прост — для аренды необходимо лишь наличие водительских прав, кредитной карты (в ряде случаев залог берется наличными) и международной страховки.
Можно взять напрокат велосипед, мопед, мотоцикл (150-500 бат в день), легковой автомобиль или джип (от 500 до 1500 бат в день), но техническое состояние автомобилей, как правило, достаточно плохое.
Железнодорожная сеть Таиланда представляет собой четыре линии, расходящиеся от столицы страны Бангкока.
Северная линия идет до Чианг Мая (11-15 часов, стоимость проезда от 181 до 1253 бат в зависимости от класса поезда и вагона), Северо-восточная до Нонгкхая (10-12 часов, 181-1117 бат) и Убонратчахани (8-12 часов, 175-1080 бат), Восточная до Араньяпратхета (5-6 часов, 47 бат), Южная до Хатъяя (13-17 часов, 269-1394 бат).
Эта линия является единственной, продолжающейся за границу — в Малайзию. Туда ходит один поезд в день — ночной из Бангкока до Баттерворта (20 часов). Сделав там пересадку, можно добраться до малазийской столицы Куала-Лумпура. Поездов в стране немного, по каждой линии курсирует около десятка поездов в день — разумеется, не все из них от начала до конца, хотя подавляющее большинство отправляется из Бангкока.
Поезда делятся на четыре категории — обычные (их немного, в основном на наименее важной Восточной линии, и всегда состоят только из сидячих вагонов третьего класса — нечто вроде нашей электрички), скорые, экспрессы и специальные экспрессы.
Чем выше статус поезда, тем больше вагонов в нем высокого класса (а вот скорости отличаются мало). Первый класс бывает только спальным — одно- и двухместные купе. Второй класс бывает лежачим (подобие плацкарта, только гораздо более комфортабельного) и сидячим, при этом каждый из них бывает с кондиционером и без. Во втором классе есть еще различие в цене верхней и нижней полки.
Для желающих много путешествовать по Таиланду по железной дороге существует проездной Thailand Rail Pass. Он действует 20 дней во втором и третьем классе всех поездов, кроме специальных экспрессов. Стоит проездной 3000 бат (или 1500 бат, но тогда придется платить доплаты за класс поезда и вагона, и неизвестно, что в итоге окажется выгоднее). Детские цены вдвое ниже.
Таиланд обладает весьма развитой сетью внутренних авиалиний, связывающей около полутора десятков городов. Национальный авиаперевозчик "Thai Airways" обладает наиболее насыщенной сетью, однако плотную конкуренцию ему составляют сразу несколько авиакомпаний — "Bangkok Airways", "Phuket Airlines", бюджетные "Air Asia", "Nok Air", "Orient Thai Airways" и другие. Рейсы между крупными аэропортами весьма часты.
Некоторое время назад цены на перелеты внутри страны были фиксированы, однако с приходом дешевых перевозчиков наметилось разнообразие. В любом случае, средний перелет стоит, как правило, несколько десятков долларов в экономклассе.
Государственный язык — тайский (сиамский). В городах широко распространены английский, китайский и японский языки.
Тайский язык состоит, в основном, из односложных слов. А так как комбинаций из одного слога достаточно мало, то используются многочисленные тоновые вариации.
Также сложна и письменность (три буквы "к", три "т", две "х" и так далее). В связи с этим большинство географических названий в европейской транскрипции имеют множество вариантов произношения и достаточно сложны для восприятия.